Только в этом месяце - скидки на паяльники и электронику с нашими кодами (123avr.com) :




Страницы курса:

Уроки

Задания


index.htm
01.htm
02.htm
03.htm
04.htm
05.htm
06.htm
07.htm
08.htm
09.htm


z1.htm
z2.htm
z3.htm
z4.htm
z5.htm
z6.htm
z7.htm
z8.htm
z9.htm
z10.htm
z11.htm

New! - ФОРУМ!

Совет - умейте правильно находить информацию!


Добавить страницу в закладки:

стр.5

часть 1 

Язык Си для МК

(Чуток, но и  этого будет достаточно ...)



Я расскажу об устройстве и структуре программы на языке Си  и опишу используемые в МК  конструкции языка. 

По умолчанию компилятор CVAVR. В других компиляторах могут быть незначительные отклонения, нюансы не связанные с языком Си а обусловленные стараниями и предпочтениями разработчиков этих компиляторов.

Я покажу  вам, что Си это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОЧЕНЬ  ПРОСТО, если у вас реальные для начинающего цели! 

     
 

Кстати БЭЙСИК тоже не плох ! Вот скачайте  архив (5 Кб всего) с перечнем  АпНоутов - великолепных и интересных устройств  в которых программы для МК  AVR написаны на языке Бэйсик. Скачать BASCOM-AVR-1.11.8.3 full - полная версия можно там

 
     

Минимальная программа на Си может быть такой:

     
 

main(){}

 
     

Эта программа не делает ни чего полезного - но это уже программа и она показывает что в программе на языке  Си - должна быть главная функция main - обязательно ! Реальные программы на Си конечно больше.  

Скачайте и Распечатайте  - Памятка Си для МК на ОДНОЙ странице !

Рассказывая про МК я говорил вам что, задача программы МК:  читать числа из регистров МК,  делать что-то с ними и записывать числа в регистры. Только так программа может общаться с МК. Как это делать на языке Си

Регистры МК в программе на Си имеют названия как и в ДШ и так как  числа в большинстве из них можно менять - для программы регистры 
являются по сути переменными.

1)     Чтобы поместить число в переменную (в регистр)   в  Си  есть оператор присваивания  - это знак   =    ("равно" ) .    В  Си этот знак не означает равенство , =    в Си означает  вычислить результат того что справа от оператора присваивания  и поместить этот результат в переменную находящуюся левее оператора присваивания.

     
 

PORTB = PINB + 34;/* Эта строчка на Си означает
Взять (прочитать, считать) значение переменной (регистра) PINB, затем прибавить к нему число 34 и поместить результат в переменную PORTB */

 
     

 

     
 

ПЕРЕМЕННАЯ = PINC; /* Эта строчка на Си означает
Взять (прочитать, считать) значение переменной (регистра) PINC и поместить результат в переменную с именем ПЕРЕМЕННАЯ */

 
     

Чтобы  в  Си взять (прочитать) число из регистра или значение переменной нужно написать его название НЕ непосредственно с лева от  оператора присваивания !    во загогулина понимашшшь... Ж)

примеры :

1) Строка где переменная стоит слева от =  но через знак &

PORTB & = 0x23;

на Си означает - прочитать содержимое переменной PORTB, затем выполнить "поразрядное (побитное) логическое И" между прочитанным значением и числом 0x23  и поместить (записать, присвоить) результат в переменную PORTB    

2) Строка где переменная стоит непосредственно слева от =

PORTB = 0x23;

на Си означает - не читая содержимое переменной PORTB присвоить ей значение 0x23  

     
 

Вместо & "И" (AND - только 1 и 1 дают 1) могут быть и другие побитные логические операции: 

| "ИЛИ"   (OR только 0 и 0 дают 0)    

^ "Исключающее ИЛИ" (XOR  изменить бит напротив "1")

~ "инвертирование битов" (INV изменить биты регистра)

и арифметические операции:    +  -  *  /  %

 
     

Credit Star


С оператором присваивания 
используются вот такие сокращения:

ДЛИННАЯ ЗАПИСЬ

 

СМЫСЛ

 

СОКРАЩАЕТСЯ ДО

x = x + 1;

 

добавить 1

 

x++; или ++x; 

x = x - 1;

 

вычесть 1

 

x--; или --x; 

x = x + y;

 

прибавить y

 

x += y;

x = x - y;

 

вычесть y

 

x -= y;

x = x * y;

 

умножить на y

 

x *= y;

x = x / y;

 

поделить на y

 

x /= y;

x = x % y;

 

 остаток от деления

 

x %= y;

x--;

 

вычесть 1

 

x -= 1;

x++;

 

добавить 1

 

x += 1;

примеры :

     
 

10010 | 1001111 // "ИЛИ" - только 0 и 0 дают 0 
                    //     англ. название  OR

   1011111  // это результат

// только биты_5 в обоих числах были нули

 
     

 

     
 

10010 &  1001111 // "И" - только 1 и 1 дают 1
                    //    англ. название   AND

      10  // это результат

// только биты_2 в обоих числах были единицы

 
     

 

     
 

10010 ^ 1001111 
/* "исключающее ИЛИ" - результат любое из пары чисел в котором инвертированы биты напротив битов равных "1" в другом числе. 

англ. название  XOR*/

         1011101  // это результат

/* изменились биты во втором числе напротив 
   установленных битов 4 и 1 первого числа. */

 
     

 

     
 

~  1001111 /* инвертировать биты 
те что были "1" станут "0" и наоборот  */

   110000  // это результат

 
     

Запомните !   Результатом поразрядных (побитных)  логических операций : &      |     ^      ~  является    число, которое может быть интерпретировано компилятором как "истина" если оно не ноль и "ложно" если число ноль.

     
 

Числа  

В компиляторе можно записывать в виде указанном в его Help'е !         Раздел - константы - Constants.

например  Целые числа могут быть записаны :

  • - в десятичной форме - 1234

  • - в двоичной форме с префиксом 0b так:  0b101001

  • - в шестнадцатеричной форме с префиксом 0x так:  0x

  • - в восьмеричной форме с префиксом так: 0775

Числа с плавающей точкой имеют в записи эту точку и какое либо число после этой точки, так:   61.234   или так:  73.0  и так:  .786  и могут иметь в конце   F   вот так: 61.234F

Цвета я применил УСЛОВНО для лучшей читаемости!

 
     

 


Различные представления числа

D3h  равно 0xD3   равно   0b1101 0011   равно  211

 

                   

шестнадцатеричное число  0xD3 

0

x

D

3

                   

двоичное представление - число 0b1101 0011

0

b

1

1

0

1

0

0

1

1

                   

номера бита

7

6

5

4

3

2

1

0

   

два в степени равной номеру бита

   

128

64

32

16

8

4

2

1

                   

число 211 в десятичном виде 
это сумма степеней двойки  где биты равны "1" 

Сложите 

+128

+64

 

+16

   

+2

+1

 
Четыре бита это 1 нибл  или  1 символ в 16-ричной системе или десятичное число от 0 до 15. 

"В уме" удобно оперировать ниблами:

двоичный

десятичный

16-ричный

0000

0

0001

1

0010

2

0011

3

0100

4

0101

5

0110

6

0111

7

1000

8

1001

9

1010

10

A

1011

11

B

1100

12

C

1101

13

D

1110

14

E

1111

15

F


Для перевода чисел из одного вида в другой можно использовать калькулятор Windows в инженерном виде.

 

Есть в Си операции которые изменяют значение переменной и без оператора присваивания :

     
 

PORTA++;   /* Эта строчка на Си означает
Взять значение переменной PORTA добавить к ней 1 и записать результат обратно в PORTA

говорят: Инкрементировать регистр PORTA */

PORTC--;      /* Эта строчка на Си означает
                обратное действие! 

Декрементировать - вычесть 1 из значения регистра PORTC  */

 
     


Инкремент и декремент удобно использовать для изменения значения различных переменных счетчиков.  
Важно помнить что они имеют очень низкий приоритет - поэтому чтобы быть уверенными в порядке выполнения желательно писать 
их отдельной строчкой программы ! 

     
 

Обратите внимание !

В конце выражения или конструкции в  программе на Си ставят точку с запятой. Длинные выражения можно писать в несколько строк. 

/* ЗЕЛЕНЫМ я пишу комментарий к программе
в Си он может быть написан в несколько
строк */

// или в одну после двух черточек

Компилятор игнорирует все что написано в комментариях. Вы не компилятор , не игнорируйте, пишите и читайте !

 
     

 

Когда инкремент или декремент используется в выражении то важно где стоят два знака + или -  перед переменной или после переменной :

     
 

a=4; 
b=7;

a = b++;   /* Эта строчка на Си означает Взять значение переменной b присвоить его переменно a затем добавить 1 к переменной b  
и сохранить результат в b. В результате a будет содержать число 7 а b будет содержать число 8  */

a=4; 
b=7;

a = ++b;   /* Эта строчка на Си означает Взять значение переменной b затем добавить к нему 1 и сохранить результат в b и этот же результат присвоить a. Теперь  a будет содержать число 8  и b будет содержать число 8     */

 
     

2)     Арифметические операции в Си 

     
 

x + y // сложение
x - y // вычитание
x * y // умножение
x / y /* деление. 

Если числа целые результат - целое число с отброшенной дробной частью - не округленноет.е. если в результате деления на калькуляторе получается 6.23411 или 6.94 то результат будет просто целое число 6  - запомните ! Если числа с плавающей точкой, то есть float или double и записываются с точкой и числом после точки, то и результат будет число с плавающей точкой */

x % y // вычислить остаток от деления нацело

// примеры:
5 / 2 
// даст 2
5
% 2  // даст 1   

 
     

3)      Операторы сравнения (или отношения): используются для сравнения переменных, чисел (констант) и выражений.

     
 

x < y  // X меньше Y
x > y  // больше
x <= y // меньше или равно
x >= y // больше или равно
x == y // равно
x != y /* не равно

Результат выполнения этих операторов: 

"истина" это "1" (точнее "не ноль")

 "ложно" это "0"  

Значения хранимые в переменных (в регистрах) х и у НЕ изменяются.

Берутся (считываются) значения хранящиеся (или содержащиеся) в переменных и сравниваются  */

! /*  "НЕ" - логическое отрицание */

 
     

4)      Логические операции :

     
 

|| // "ИЛИ" - только "ложь" и "ложь" 
  
//          дают "ложь"  


&& 
//  "И" - только "истина" и "истина" 
         //         дают "истина"   

  // "НЕ" - логическое отрицание

/*   Правило - в Си считается:

"Ложь" (False) только ноль.

"Истина"(True)- не ноль. или так:  (!0)

*/

!(истина) // дает "ложь"   

!(ложь)    // дает "истина"  

 
     


В результате логической операции вы получаете  НЕ ЧИСЛО, а логическое значение "истина" или "ложь"

Для логических операций &&  и  ||  берутся результаты выражений слева и справа от знака операции преобразованные в "истину" или "ложь" и определяется логический результат операции. Компилятор, для определенности наверно, результат "истина" превращает в 1 а не в любое отличное от 0 число.

     
 

Совет:  Используйте скобки  
( () + ( () * () ) )  

чтобы точно знать порядок выполнения 
операций программой !

 
     

Логические операции могут объединять несколько проверяемых условий. 

Например:

if((выражение1)&&((выражение2)||(выражение3))) 
{
/* 
Код программы здесь будет выполняться если: 

Выражение1 "Истина" (значит не ноль) и хотя бы одно из выражений 2 и 3 тоже "Истина" (значит не ноль).
};

Подробнее о логических операциях обязательно прочитайте по линку в низу 2-й части этой страницы !

Самое интересное - Ходовые конструкции на Си

5)     if(){}else{};  идеальная конструкция если вам нужно выполнить какую то часть программы при наличии каких либо условий : 

     
 

if (выражение) { /* делать этот код если выражение "истина" - т.е. результат его вычисления не ноль */
                }
else {
/* делать этот код если выражение "ложь" - т.е. результат его вычисления равен нулю */
             };

 
     

} else {     это не обязательный элемент конструкции :

     
 

if (выражение) { /* делать этот код если выражение "истина" - т.е. результат его вычисления не ноль */
               };        

 
     

6)      while(){}; условный цикл - используйте если вам 
нужно выполнять какой то код программы пока выполняется (существует, 
справедливо, не ноль) некоторое условие :

     
 

while (выражение) { /* делать этот код если выражение "истина" - т.е. результат его вычисления не ноль.

Пока выполняется этот код выражение не проверяется на истинность !

После выполнения кода происходит переход к строке while снова проверять истинность выражения */
                  };

 
     

Цикл while  имеет вариант do - while при котором код в  {       } выполняется по меньшей мере один раз не зависимо от истинности условия в скобках :

     
 

do { /* сделать этот код один раз 

затем, если выражение есть "истина" - т.е. результат его вычисления не ноль - опять делать код с начала, и так до тех пор пока выражение истина */
}
while (выражение);

 
     

7)      for(;;){};   - этот цикл позволяет выполнить часть  программы нужное число раз:

     
 

char i; /* объявление переменной для for

это обычная переменная и значит может иметь любое  допустимое имя по вашему желанию */

for (i=5;i<20;i+=4) {  /*  код цикла for

i=5 - это начальное выражение 

Число 5 просто для примера, может быть таким, как позволяет объявление переменной i, в нашем случае от 0 до 255

i<20 - контрольное выражение

Может быть с разными операторами отношения, важно лишь чтобы по ходу цикла оно становилось когда-то "ложью" - иначе цикл "зациклится" т.е. ни когда не кончится. 

i+=4 - счетчик

Обычно это i++ т.е.к переменной добавляется 1 каждый "прогон" цикла. Но опять же может быть таким какое вам требуется, важно лишь достижение когда либо условия абзацем выше ! Иначе цикл станет бесконечным.  

Код цикла for будет первый раз выполнен для i=5, затем по выражению i+=4, i станет 9 

теперь будет проверено контрольное выражение i<20

и так как 9<20 код цикла for будет выполнен еще раз.

Так будет происходить до тех пор пока контрольное выражение "истино" 

Когда оно станет "ложно" цикл for закончится и программа пойдет дальше.  */
                   
                };

 
     

Начальным условием - может быть любое допустимое в Си выражение результатом которого является целое число.

Контрольное выражение - определяет до каких пор будет выполнятся цикл.

Счетчик - показывает как изменяется начальное выражение перед каждом новом выполнении цикла .

циклы    for(;;)   и    while()  часто используют вот так: 

     
 

while(1)

for (;;); 

/* Так написанные эти циклы означают : 

МК выполнять эту строчку пока есть питание, нет сброса и нет прерывания.

Когда возникает прерывание, программа переходит на обработчик прерывания и (если в обработчике нет перехода в другое место программы)по завершении кода обработчика опять возвращается в такой цикл.   */

 
     

8)      switch(){};  -    оператор множественного выбора, 
позволяет вам сделать выбор из нескольких вариантов.

     
 

switch (выражение) {
case 5:
/* этот код будет выполняться если результат вычисления выражения равен числу 5 

на этом работа оператора switch закончится */
break;

case -32:
/* этот код будет выполняться если результат вычисления выражения равен отрицательномц числу -32 

на этом работа оператора switch закончится */
break;

case 'G':
/* этот код будет выполняться если результат вычисления выражения равен числу соответствующему символу G в таблице ASCII 

на этом работа оператора switch закончится */
break;

default:
/* этот код будет выполняться если результат вычисления выражения не равен ни 5 ни -32 ни 'G' 

на этом работа оператора switch закончится */
};

/* switch закончен - выполняется дальнейший код программы */

 
     

case - может быть столько сколько вам нужно, чтобы программа работала быстрее старайтесь  наиболее вероятные варианты располагать выше!

default - не обязателен.

break;  - лучше писать, иначе найдя нужный вариант программа будет проверять и следующие условия case    - напрасно тратя время.

Скачайте и Распечатайте Таблицу символов ASCII на ОДНОЙ странице !

9)      goto  - оператор безусловного (немедленного) перехода. 

     
 

mesto_5: /* сюда мы попадем после выполнения строки программы goto mesto_5   */

goto mesto_1; /* перейти в то место программы где в начале строки написано mesto_1:     */

goto mesto_5; /* перейти в то место программы где в начале строки написано mesto_5:     */

mesto_1: /* сюда мы попадем после выполнения строки программы goto mesto_1   */

 
     

goto - существует наверно во всех языках и в ассемблере в том числе. Используйте его с осторожностью!  Думайте к чему может привести выполнение функций или конструкций вашей программы не до конца. 

Например:  Если вы покинете функцию - обработчик прерывания по goto не завершив ее, то не произойдет автоматического включения прерываний глобально - т.е. не установится бит  I  в регистре SREG, Этот бит устанавливается автоматически после полного выполнения функции обработки прерывания и "естественного" выхода из неё. 

Ну вот - ПОЧТИ всё что нужно нам из Си ! Как использовать описанное выше вы можете  посмотреть в примерах к компилятору ! Примеры в папке :

C:\CVAVR\EXAMPLES

Открывайте файлы  .с  и разбирайте текст программ - что делает каждая строчка! Это великолепный способ само- обучения программированию !

Структура   программы на  языке  Си

Программа на языке Си это текстовый файл с расширением  .c 

Текст программы называют исходным или "исходником" или "сурцом" от анг. source code - это вам ключевые слова для поиска ! 

"Исходник" на Си имеет определенную структуру :

  • 1) заголовок 

  • 2) включение необходимых  внешних файлов 

  • 3) ваши определения для удобства работы 

  • 4) объявление глобальных переменных 

 

Глобальные переменные   

- объявляются вне какой либо функции.
 
    т.е. не после фигурной скобки {

-  доступны в любом месте программы - значит можно читать их значения и присваивать им значения там где требуется. 

5) описание функций - обработчиков прерываний

6) описание других  функций используемых в программе

7) функция  main  - это единственный обязательный пункт !

 

     
 

Это не жесткий порядок а ориентировочный ! 

Иногда п.6 это прототипы функций, а сами функции описываются полностью после п.7 

Прототип функции - показывает образец того как применять функцию в программе, какие значения в нее передаются и если она возвращает какое-то значение то прототип указывает тип возвращаемых данных. Прототип не имеет скобок {     }  а после скобок (   ) ставится  

Функция - имеет { "тело" } в фигурных  скобках. Тело это код на Си определяющий то что делает функция.  

; после функции не ставится. 

 
     



Программа на Си начинает работу с функции main(), по необходимости из main()вызываются другие функции программы,  по завершении работы функции программа возвращается в main() в то  место от куда функция была вызвана. 

main(){

... какой то код программы ...

вызов функции_1; //программа перейдет в функцию_1

строка программы; // будет выполнятся после 
                  // возврата из функции_1 


... какой то код программы ...

}

функции могут вызываться не только из main() но и из других функций.


Пример программы на Си  

с описанной выше структурой я  буду писать на голубом фоне. 

По мере надобности я буду разрывать голубой фон обычным текстом, затем голубой фон и программа будет продолжаться. 

     
 

/* п.1 заголовок программы

Он оформляется как комментарий, и обычно содержит информацию 

- о названии, назначении, версии и авторе программы 
- краткое описание алгоритма программы 
- пояснения о назначении выводов МК 
- другие сведения которые вы считает полезным указать  
*/

// комент. после двух косых черт пишут в одну строку!

 

//п.2 включение внешних файлов 

#include <mega16.h>
/* перед компиляцией, препроцессор компилятора вставит вместо этой строчки содержимое (текст) заголовочного файла "хидера" mega16.h - этот файл содержит перечень регистров имеющихся в МК ATmega16 и соответствие их названий их физическим адресам в МК.

Посмотрите его содержание 

CVAVR\inc\mega16.h           */


//delay functions
#include <delay.h> 
/* перед компиляцией, препроцессор компилятора вставит вместо этой строчки текст "хидера" delay.h - этот файл содержит функции для создания пауз в программе.

Теперь чтобы сделать паузу вам нужно лишь написать :

delay_ms(x); // сделать паузу x милиСек 
delay_us(x); // сделать паузу x микроСек 

x - число от 0 до 65535 (тип unsigned int)      */

 

//п.3 определения пользователя

// AD7896 control signals PORTB bit allocation
#define ADC_BUSY PINB.0
#define NCONVST PORTB.1
/* после этих двух строк, перед компиляцией, препроцессор компилятора заменит в тексте программы ADC_BUSY на PINB.0 и NCONVST на PORTB.1 

Таким образом вместо того что бы помнить что вывод занятости AD7896 подключен у вас к ножке PB0 вы можете проверять значение осмысленного понятия ADC_BUSY - "АЦП занят" 

а вместо управления абстрактной ножкой PB1 (через PORTB.1) вы можете управлять "НьюКонвешнСтат" - NCONVST - "стартовать новое АЦ преобразование"

#define   -   Это   удобно ! 
но ВОВСЕ не обязательно.
 
  

 
*/

#define INIT_TIMER0 TCNT0=0x100L-F_XTAL/64L/500L 
// этот пример показывает что определения 
// могут быть и сложней ! 

 
     


Определения (соответствие номера бита в регистре его названию по ДШ) отдельных битов есть в "хидерах"   .h в ICC, IAR и других компиляторах,  но их нет в хидерах  CodeVisionAVR Поэтому я сделал для вас файл - заголовок   m8_128.h  скачайте его и добавьте в программу вот так:

#include <mega16.h> //сперва обычный хидер

#include <m8_128.h> //мой хидер для битов

Теперь вы можете использовать примеры на Си из ДШ на соответствующий МК !  Мой файл  m8 128.h  содержит определения битов для микроконтроллеров ATmega8   ATmega16   ATmega32   ATmega64   ATmega128 

 

     
 

Мастер начального кода программы в компиляторе ICC умеет по вашему желанию автоматически делать #define для ножек МК !Подробней про это и с картинкой смотри в соответствующей задаче курса.

 
     

#define - может содержать и некоторые переменные, вместо которых в тексте программы могут быть подставлены и числа и слова. 

Например: 

#define invbit(p,n) (p=p^bit(n))

Здесь переменные величины это 'p' и 'n'.  Кроме того в самой правой части эти переменные величины могут быть связаны и арифметическими операциями и таких переменных может быть много.

 

Попробуйте поискать полезную инормацию в Гугле - ее там море !  Учитесь искать!

Добавить страницу в закладки:

 

<- Назад                                 Дальше  стр.5  часть 2 ->  



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Rating All.BY Rambler's Top100 ћ≈“ј - ”краина. –ейтинг сайтов



Copyright 2009-2019 123avr.com